В рамках выполнения предприятиями промышленности государственного оборонного заказа ключевыми требованиями являются цена, качество и срок выполнения государственных контрактов. Вопрос цены и срока в настоящее время регламентирован контрактным законодательством. Однако вопрос цены и качества, в том числе процессов, их сопровождающих, в прямой постановке в нормативных правовых актах не отражен. Актуальность статьи заключается в том, что в ней приведен правовой механизм:
- проведения процедуры оценки соответствия предъявляемым требованиям сырья, материалов и полуфабрикатов;
- взаимодействия между заказчиком и независимой инспекцией по оценке качества сырья, материалов и полуфабрикатов;
- регулирования расходов, связанных с привлечением независимой инспекции к оценке соответствия материалов предъявляемым требованиям.
Необходимость организации процессов контроля качества и приемки материалов и полуфабрикатов при выполнении государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) не вызывает вопросов. При этом нередко у представителей организаций - головных исполнителей ГОЗ возникают вопросы о необходимости привлечения к этим процессами специализированных организаций, а также о стоимостном нормативном регулировании.
Действительно, от стоимости материалов и полуфабрикатов зависит дальнейшая стоимость изделий и продукции, поставляемой по ГОЗ. Поэтому заказчик желает приобрести материалы и полуфабрикаты, соответствующие предъявленным требованиям, но при этом по наименьшей цене.
Из опыта организации поставок продукции по ГОЗ следует, что внутренняя система менеджмента качества предприятий-производителей, даже при максимальном ее внедрении недостаточна. Для обеспечения гарантированности поставок качественной продукции ГОЗ на предприятиях оборонно-промышленного комплекса действует годами выстроенная система контроля за процессами разработки и поставок данной продукции со стороны военных представительств (ранее представителей госзаказчика). Однако в соответствии с п.1 Положения о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, данные военные представительства создаются лишь для контроля качества и приемки военной продукции на предприятиях, осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции.
Таким образом, задача контроля качества материалов и полуфабрикатов, из которых впоследствии изготавливается финальная продукция, на военные представительства не возложена. Следует разобраться, кто же выполняет эту функцию и какова стоимость данных услуг.
Карен Эдуардович Аракелян
Советник генерального директора АО «РТ-Техприемка», полковник юстиции запаса
Полную версию статьи Вы можете прочитать во втором выпуске журнала "Оборонно-промышленный комплекс" или подписаться на нашу рассылку (напишите нам на pr@rt-techpriemka.ru).