В конце 1930-х гг. перед авиационной промышленностью СССР была поставлена задача по качественному улучшению боевых самолетов, летные качества которых должны были значительно превзойти характеристики предшественников. Выполнение этой задачи требовало применения новых авиационных материалов. Было принято решение о создании технической приемки, которая способствовала бы созданию продукции на качественно новом уровне. Некоторое время спустя технические приемки появились на многих ключевых предприятиях.
Начало Второй Мировой войны в сентябре 1939 года подстегнуло дальнейшее развитие авиационной отрасли. Комитет обороны при Совете народных комиссаров (СНК) обязал наркома авиапромышленности М.М.Кагановича перевести с 1 декабря 1939 г. предприятия Народного комиссариата авиационной промышленности (НКАП) на выполнение мобилизационного плана с резким увеличением выпуска авиатехники на 4-й квартал. Как показало время, СССР предстояло выйти на пик производства уже в условиях Великой Отечественной войны.
Решение СНК стало предпосылкой для появления совершенно новых организаций, которые брали на себя ответственность за контроль результатов производства авиастроительных заводов и цехов. 11.01.1940 г. Экономический совет при СНК СССР принял постановление № 69–42 «О технической приемке НКАП». Начался процесс установления строгого государственного контроля на производстве, основанного на личной ответственности и многоступенчатой системе проверки качества — как материалов, так и узлов, деталей, сборки.
«Остро стоял вопрос о качестве поставляемой нам продукции. На всех основных заводах-поставщиках у нас существовала техническая приемка. Мы имели на этих заводах своих специалистов, которые были как бы нашими глазами и ушами, сообщая, что делается, а что не делается, а главное — следили за качеством. Любой материал, выпускаемый основными заводами-поставщиками, проходил через нашу техническую приемку, которая выборочно проверяла соответствие заданного реальному», - вспоминал нарком авиационной промышленности Алексей Иванович Шахурин, который был назначен на должность 10 января 1940 года.
Техническая приёмка № 14 на АО «Металлургический завод Электросталь»
Одной из самых первых в стране, в октябре 1939 года, еще до выхода постановления наркома РСФСР от 11 января 1940 года о создании технических инспекций начала работу Техническая приемка (на данный момент она числится под номером 14) на заводе Электросталь. В годы Великой Отечественной войны на заводе выпускали сталь для производства «Катюш», танков Т‑34, штурмовиков Ил‑2.
Значительная часть оборудования послужила основой для создания на Урале ряда предприятий и производств. В марте 1945 года за выдающиеся заслуги в обеспечении страны высококачественным металлом и выполнение специальных заданий Государственного комитета обороны завод награждён Орденом Ленина.
Техническая приемка на заводе Электросталь за время своей работы выполняла различные функции, но основной задачей всегда оставался контроль качества продукции.
Справка:
За плечами у предприятия — две Мировые войны. Завод Электросталь был построен в 1916 году. Первая плавка на заводе была произведена 17 ноября 1917 года. В 1923 году здесь выплавлена первая в стране нержавеющая сталь. В 1924 году освоено производство магнитной, в 1926 году — и шарикоподшипниковой стали. В 1932 году получены первые партии нихрома, освоена ковка и прокатка легированной стали, а также производство серебрянки различных марок.
Техническая приемка № 18 на Кольчугинском заводе цветных металлов
Техническая приемка № 18 была основана в 1942 году в Кольчугино (Владимирская область) на заводе по обработке цветных металлов имени Серго Орджоникидзе. Во время Великой Отечественной войны многие эвакуированные предприятия не просто продолжали поставлять продукцию для фронта – они стали родоначальниками других заводов. Именно таким и был Кольчугинский завод.
В 1941 году в связи с угрозой захвата неприятелем был выполнен демонтаж оборудования завода и его эвакуации вместе с 4000 лучших работников на Урал и в Казахстан. В местах эвакуации возникли пять новых заводов — Орский завод цветных металлов, Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов, Ревдинский завод по обработке цветных металлов, Балхашский завод обработки цветных металлов и завод в Верхней Салде.
Техническая приёмка №19 на Ревдинском заводе
Формирование технической мощи завода, как и многих других в то время, стало возможным благодаря эвакуации Кольчугинского завода имени Орджоникидзе из Владимирской области в восточные районы страны. Часть привезенного оборудования монтировалась на деревянном основании под открытым небом, а рядом одновременно сооружались корпуса цехов. Трубоволочильный цех № 2 был полностью эвакуирован на новое пространство с целью выпуска радиаторных труб для авиационной и танковой промышленности.
В конце ноября 1941 года на завод поступила телеграмма от главнокомандующего И.В.Сталина с требованием немедленно приступить к производству радиаторных труб и выпустить в декабре не менее 10 тонн. Ремонтировать радиаторы во время боевых действий сложно, поэтому армии необходимо было получать огромное количество труб, чтобы в боевых условиях оперативно заменять деформированные части целым радиатором.
Чтобы выполнить этот приказ, люди не выходили из цехов по несколько смен, спали рядом со станками. Работать приходилось на холоде. Работники страдали от недоедания и отсутствия теплой одежды. Тем не менее, людям удавалось ставить производственные рекорды. 6 декабря выпущены первые 56 кг радиаторной трубки для авиационной промышленности. Этот день отмечается сегодня как день рождения завода по обработке цветных металлов.
Сотрудники Технической приемки на заводе помогали не только сохранить качество продукции для фронта, но и экономить. С 1942 по 1945 годы выпуск продукции и производительность труда на Ревдинском заводе выросли в полтора раза, а себестоимость продукции была снижена на 33 процента.
В 1943 году авиаконструкторы поставили перед коллективом завода задачу: освоить выпуск радиаторной трубки с особо тонкой стенкой — уменьшение веса воздушных машин позволило бы увеличить их скорость. Проблему решили в самые короткие сроки: к концу 1943 года завод выпустил первые тонны новой трубки. С 1945 по 1950 годы завод освоил выпуск медно-никелевых и никелевых сплавов, был пущен первый горизонтальный гидравлический пресс усилием 1500 МН.
Справка:
Заводская династия: в своё время на заводе работала целая династия Егоровых — 12 человек. Егоровы попали на завод во время эвакуации в годы Великой Отечественной войны. Первым инспектором Министерства авиационной промышленности на заводе был Яков Михайлович Егоров. С 1932 по 1937 год он работал мастером-электриком на заводе им. Серго Орджоникидзе. С сентября 1941 года по 1942 год работал диспетчером цеха, а затем был выдвинут на должность начальника смены. Неоднократно был премирован и получил письменную благодарность от Наркомцветмета за самоотверженную работу по восстановлению и пуску завода.
Техническая приемка № 20 на Каменск-Уральском заводе по обработке цветных металлов
В годы Великой Отечественной войны небольшой городок Каменск-Уральский превратился в настоящий промышленный центр. В 1940 году в городе работало всего 13 предприятий с численностью 17000 рабочих, а в 1944 году — 30 предприятий и 53000 рабочих. Именно сюда под угрозой захвата вражескими войсками эвакуировали множество заводов, оборудование и специалистов. Один из многих — Кольчугинский калиево-магниевый завод из Владимирской области. Он дал начало заводу по обработке цветных металлов (ОЦМ) 15 февраля 1942 года.
За три месяца (эвакуация была закончена 20 ноября) из Кольчугино в Каменск-Уральский прибыло 246 вагонов с заводским оборудованием и около 800 сотрудников. Техническая приемка № 20 на Каменск-Уральском заводе ОЦМ, носившем тогда имя-аббревиатуру КМЗ‑515, была создана с первых же дней — в феврале 1942 года. Одним из первых техническую приемку МАП возглавлял Карпов Алексей Алексеевич, прибывший в составе эвакуированного в 1941 году завода ОЦМ г. Кольчугино. Известен телеграфный адрес, по которому направлялись задания и отчеты военного времени: «Каменск-Свердловская Гроза Техприемка».
Условия работы на всех заводах в Каменск-Уральском в то время были очень тяжелыми: 12-часовая смена для взрослых и подростков, без выходных и отпусков. Рабочий получал 700 граммов хлеба. С полной самоотдачей, беря на себя повышенные трудовые обязательства, работали в военные годы тысячи рабочих инженерно-технических специальностей в сфере обработки цветных металлов. Благодаря их самоотверженности выпуск проката цветных металлов в 1943 году даже превысил довоенный уровень в целом по стране.
Техническая приёмка №10 на АО «Белорецкий металлургический комбинат»
Техническая приемка на Белорецком металлургическом комбинате создана в 1940-х годах. До ноября 1996 года технической приемкой руководил Т.С.Усманов, а штат приёмки составлял (до 1992 года) семь сотрудников. На протяжении всей своей истории БМК был отечественным первопроходцем в сфере новых технологий. Здесь впервые в стране освоили такие технологические процессы, как горячее цинкование, закалка и отпуск кардной проволоки, лужение ремизной проволоки, успешно освоили производство пружинной проволоки для автомобильной промышленности, микропроволоки, латунированного металлокорда, стальных канатов, в том числе для авиа- и ракетостроения.
В условиях немецкой оккупации западных территорий СССР комбинат оказался практически единственным поставщиком пружинной проволоки, которая использовалась при изготовлении автоматического оружия. 18 апреля 1942 года Белорецкий завод был объявлен военным предприятием. До 1943 года он был единственным заводом, который поставлял метизы на танковые, авиационные, артиллерийские, оружейные предприятия.
За годы войны для нужд оборонной промышленности был освоен выпуск проволоки из легированных марок стали, выплавленной мартеновским способом. С 1943 года цехам металлургического завода неоднократно присуждалось переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны СССР.
Техническая приемка №22 на Первоуральском новотрубном заводе
Техническая приемка была создана и закреплена за предприятием в 1941 году. В это время на завод поступило эвакуированное оборудование Мариупольского, Южнотрубного, Днепропетровского, Таганрогского металлургического и других заводов юга страны. Необходимо было максимально быстро и качественно начать выпуск жизненно важной для фронта продукции. Из трубных заводов огромной страны на тот момент действующими осталось только два — оба в Первоуральске.
Их продукция использовалась для танковых, авиационных, пушечных, машиностроительных и многих других заводов. Поэтому Техническая приёмка работала без перерыва, как и завод — днём и ночью.
Только здесь работала крупнейшая в стране автоматическая установка «220», производившая толстостенные трубы для артиллерийских стволов. За военные годы коллектив завода разработал и освоил технологию производства 129 новых видов труб. Каждый второй ствол артиллерийских орудий производил именно ПНТЗ. Также отсюда вышли 4 млн корпусов минометных снарядов для «Катюши». Кроме того, из 14 млн реактивных установок «Катюша», произведенных в стране, 1,5 млн изготовлено в трубопрокатном цехе № 5 ПНТЗ. Остальные стволы и корпуса снарядов делались на других заводах, но также из первоуральских труб. К 1942 году в основе каждого второго миномёта Красной армии была первоуральская труба.