Еще с середины 30-х годов прошлого века всем прогрессивным военачальникам стало очевидно, что будущая неизбежная Вторая мировая война станет противостоянием моторов и технологий. В связи с этим мировые державы направили усилия военно-промышленного комплекса на совершенствование автомобильной, танковой и авиационной промышленностей, понимая, что именно в них кроется залог будущей победы.
Начало Второй мировой войны в сентябре 1939 года способствовало дальнейшему развитию авиационной отрасли в стране. Комитет обороны при СНК обязал наркома авиапромышленности Михаила Кагановича перевести предприятия НКАП на выполнение мобилизационного плана. Так, в срочном порядке был скорректирован план авиавыпуска, чтобы выйти на пик производства. Все это создало предпосылки для появления совершенно новых организаций, которые должны были взять на себя ответственность и контроль за результатами работы по производству авиастроительных предприятий. Высочайшему качеству их продукции и стала способствовать с 1940 года техническая приемка Народного комиссариата авиационной промышленности на заводах-поставщиках.
Неоспоримый вклад в дело Победы внесли технические приемки в годы Великой Отечественной войны.
Техническая приемка №03 на Надеждинском металлургическом заводе освоила выплавку и прокатку более ста различных марок стали, легированной хромом, молибденом, никелем, ванадием, титаном и стала важнейшим поставщиком металла для нужд обороны страны. Предприятие было создано на заводе в 1942 году. На протяжении всех лет войны его коллектив трудился изо дня в день, самоотверженно выполняя задание государства, за что был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Еще одним стратегически важным промышленным предприятием для страны в годы войны стал Чебаркульский металлургический завод, где в дальнейшем была создана Техническая приемка №04. Предприятие единственное в стране поставляло штамповки коленчатых валов, шатунов и других деталей для авиадвигателей. Практически каждый самолет, выпускаемый в военной время в СССР, имел в своей конструкции детали Чебаркульского завода, в том числе и знаменитые штурмовики Ил-2.
За плечами Технической приемки №14, расположенной на АО «Металлургический завод «Электросталь», две мировые войны. В годы Великой Отечественной войны под девизом «Все для фронта, все для Победы!» на заводе выпускали сталь для производства «катюш», танков Т-34, штурмовиков Ил-2. Созданное оборудование сыграло большую роль в укреплении арсенала воюющей армии.
В марте 1945 года за выдающиеся заслуги в обеспечении страны высококачественным металлом и выполнение специальных заданий ГКО завод был награжден орденом Ленина.
Техническая приемка №15 на Каменск-Уральском металлургическом заводе №268 являлась основным предприятием, на котором осуществлялись контроль и приемка продукции по авиационным заказам. Строительство завода как базы по производству магниевых сплавов началось в 1940 году.
Москва, Кремль Председателю Государственного Комитета Обороны товарищу Сталину
Докладываем Вам, Иосиф Виссарионович, что строители и монтажники стройтреста №20 Наркомавиапрома и коллектив завода №268, выполняя задание партии и Правительства, закончили строительство и ввели в эксплуатацию первую очередь уральского металлургического завода №268 по производству проката и штамповок из алюминиевых сплавов, необходимых для обеспечения выпуска самолетов и авиационных моторов.
Завод приступил к выпуску готовой продукции. На заводе №268 построено 80 тысяч квадратных метров производственных площадей. Закончено строительство литейного, профильно-прессового, кузнечно-прессового (первая очередь) и прокатного цехов. В литейном цехе построены, смонтированы и введены в эксплуатацию крупные электроплавильные печи для плавки алюминиевых сплавов. В профильно-прессовом и кузнечно-прессовом цехах смонтированы и введены в эксплуатацию мощные гидравлические прессы, комплектно с насосно-аккумуляторными установками, нагревательными и термическими печами и вспомогательными механизмами.
Под Вашим мудрым руководством славная героическая Красная Армия беспощадно громит подлых захватчиков, посягнувших на честь и независимость нашей любимой Родины. Победы, одержанные Красной Армией, воодушевляют строителей и коллектив завода на новые трудовые подвиги. Мы обещаем Вам приложить все силы и умение, чтобы еще больше увеличить производственную мощность завода и обеспечить выпуск изделий, необходимых для производства самолетов и авиационных моторов.
Завод № 268 Наркомавиапрома
На протяжении Великой Отечественной войны одним из немногих заводов, бесперебойно поставляющих металл для производства оружия и военной техники, стал «Ижсталь», где расположилась Техническая приемка №16. Завод обеспечил материалами более 150 предприятий страны. Из металла «Ижстали» ковали головки снарядов «катюш», корпуса морских мин, коленчатые валы для самолетов, щиты пулеметов «максим», делали пружины для ковровских автоматов и противотанковых ружей. Все цеха работали на пределе своих возможностей, работники ставили рекорды по скорости плавки, в срочном порядке вели поиски заменителей дорогостоящих легирующих материалов. За создание и выпуск новых марок высококачественной стали для стрелкового вооружения и авиации в 1944 году завод был награжден орденом Ленина.
В период Великой Отечественной войны многие эвакуированные предприятия не только продолжали поставлять продукцию для фронта, но и стали прародителями других заводов. Одним из них был Кольчугинский завод цветных металлов, где в 1942 году была создана Техническая приемка №18. В связи с угрозой захвата предприятия неприятелем был выполнен демонтаж оборудования завода, и его эвакуировали вместе с 4000 лучших работников на Урал и в Казахстан. Именно там и возникли пять новых заводов по обработке цветных металлов - Орский, Каменск-Уральский, Ревдинский, Балхашский и предприятие в Верхней Салде.
Различные виды металлопроката всевозможных сплавов и размеров применялись для производства авиационной техники. По разнообразию и номенклатуре готовой продукции Техническая приемка №18 была единственным в странах СНГ производителем проката.
Создание еще одной технической приемки было связано с суровыми реалиями военного времени. В 1941 году на Первоуральском новотрубном заводе (ПНТЗ) появилась Техническая приемка №22. Перед ней стояла цель - максимально быстро и качественно наладить выпуск жизненно важной для фронта военной продукции. На тот момент действующих трубных заводов во всей стране осталось только два – оба в Первоуральске. В их продукции нуждались танковые, авиационные, пушечные и машиностроительные заводы. Поэтому работа на Технической приемке не прекращалась ни днем, ни ночью.
Только здесь работала крупнейшая в стране автоматическая установка «220», которая производила толстостенные трубы для артиллерийских стволов. За период войны коллектив завода освоил технологию производства 129 новых видов труб. ПНТЗ произвел более 50% от выпущенных в стране стволов артиллерийских орудий. Кроме того, Техническая приемка создала 1,5 млн реактивных установок «катюша». Уже к 1942 году каждый второй миномет был произведен на их основе.
В период Великой Отечественной войны Техническая приемка №30, расположенная на Уральском заводе РТИ, была почти единственным в СССР предприятием, производящим резиновые технические изделия для танков и самолетов. Здесь трудилось 2000 работников и трудились не зря. В 1945 году предприятию было вручено Красное знамя Государственного Комитета Обороны на вечное хранение.
Работники технических приемок сыграли важнейшую роль в обеспечении армии страны высококачественными крылатыми машинами, ставшими залогом Великой Победы.