О компании
История Система менеджмента качества Раскрытие информации Закупки Кадровая политика
Противодействие коррупции
Обратная связь
Услуги и решения
Экспертиза Центр сертификации Материально-техническое-обеспечение Центр компетенций Контроль качества Обучение Автоматизация Цифровые продукты и услуги
Пресс-центр
Лента новостей Мультимедиа Календарь событий Контакты Вакансии Оценка условий труда
Горячая линия
Горячая линия – система сбора и обработки информации, направленная на своевременное выявление и предотвращение мошенничества, хищений и коррупции.
8 800 700 84 19 8 495 287 25 87
E-mail
hotline@rostec.ru
Обратная связь
Для сообщений о фактах коррупции

ru en
ru en
О компании
История
Система менеджмента качества
Раскрытие информации
Закупки
Кадровая политика
Противодействие коррупции
Обратная связь
Услуги и решения
Экспертиза
Центр сертификации
Материально-техническое-обеспечение
Центр компетенций
Контроль качества
Обучение
Автоматизация
Цифровые продукты и услуги
Пресс-центр
Лента новостей
Мультимедиа
Календарь событий
Контакты
Вакансии
Оценка условий труда
+7 495 927 07 55
Горячая линия
Лента новостей
Мультимедиа
Календарь событий
Предыдущая новость
Следующая новость
Медиа
Новости
Мультимедиа
Пресс-релизы
Пресс-кит
Календарь событий
Развитие конкуренции среди поставщиков комплектующих изделий для ГОЗ. Проблемы и предложения
7 февраля 2020
Экспертный материал
РТ-Техприемка
ГОЗ
  • Развитие конкуренции среди поставщиков комплектующих изделий для ГОЗ. Проблемы и предложения
    Экспертный материал
    РТ-Техприемка
    ГОЗ
  • Ключевые вопросы:

    1. Возможна ли конкуренция среди поставщиков изделий для ГОЗ.

    2. Если возможна, то в какой форме и насколько глубоко.

    3. Предложения по развитию конкуренции и необходимые условия.                     

    Речь в данном материале пойдет только о категории производственных закупок, то есть о закупках деталей и сборочных единиц (ДСЕ) или комплектующих изделий (КИ). Сегодня даже среди представителей федеральных органов исполнительной власти не утихают споры о необходимости и возможности конкуренции среди поставщиков ГОЗ.

    Для исполнения ГОЗ действуют Федеральные законы о закупках (44, 275, 223), основной целью которых является развитие конкуренции среди поставщиков. Однако ситуация такова, что, фактически, до 90% производственных закупок происходит у единственного поставщика (ЕП). Этот процент может быть существенно ниже и составлять порядка 40-60%.  

    59.png

    Александр Калафат 

    Руководитель проектов направления развития перспективных технологий

    Возможна ли конкуренция среди поставщиков ГОЗ? 

    Здесь все зависит от того, о каком уровне кооперации мы говорим. Конечно, конкуренцию среди поставщиков конечных (финальных) изделий представить сложно, но конкуренция среди поставщиков комплектующих изделий, деталей, узлов вполне возможна и необходима.

    Когда речь идет о поставках в рамках ГОЗ, нельзя допустить, чтобы банкротились или закрывались предприятия-поставщики. Понятно, что при конкуренции выживает сильнейший, поэтому необходимо распределять объем ГОЗ среди нескольких победителей в различной пропорции. Таким образом, конкуренция среди поставщиков возникает не за выживание, а за больший объем заказа. Наличие подобных (дублирующих) поставщиков в производственной цепочке поставок существенно снижает риски и для самого государственного заказчика. Например, при банкротстве поставщика его номенклатура изделий передается на другие предприятия для подготовки и освоения производства. Для технически несложной продукции сегодня данные сроки составляют от 6 месяцев до года. Все это время поставки остановлены. Запасов продукции на складе, как правило, тоже нет, так как согласно политике Госзаказа закупка впрок запрещена.

    Представителей ряда предприятий, осуществляющих поставки в рамках ГОЗ, утверждают, что работают на конкурентном рынке. Однако, фактически, закупка продукции у них осуществляется как у ЕД. Доля таких предприятий составляет примерно 10-15%. Дело в том, что данные предприятия конкурируют между собой только на этапе ОКР. При серийном производстве поставки осуществляет именно то предприятие, которое выиграло и осуществило ОКР. Серийные поставки составляют большую долю в закупках у единственного поставщика ГОЗ.

    Эту ситуацию можно изменить с минимальными усилиями и в короткие сроки, организовав дублирующее производство у поставщиков, работающих на различных программах, но по одному типу номенклатуры.

    Почему все же система не работает?

    Есть несколько причин. Первая – отсутствие у головного производителя КД (конструкторской документации) на комплектующие изделия, которые он закупает. Вторая – в качестве альтернативных или дублирующих поставщиков рассматриваются только те, кто уже работает на других программах. Причем заказчик зачастую уверен, что потенциальные поставщики не готовы осваивать производство за свой счет, и что объемы ГОЗ настолько малы, что текущим поставщикам их не хватает.

    Резюмируя, для развития конкуренции среди поставщиков ГОЗ необходимо:

    1. Наличие одного закона о госзакупках недостаточно, нужно, чтобы заказчик имел желание взаимодействовать с альтернативными или дублирующими поставщиками.

    2. Текущий ФЗ позволяет нам осуществлять закупки у нескольких поставщиков, однако правила работы заказчика сегодня напрямую запрещают закупки у второго победителя. В связи с этим необходимо желание государственного заказчика иметь дублирующих поставщиков.