Ключевые вопросы:
1. Возможна ли конкуренция среди поставщиков изделий для ГОЗ.
2. Если возможна, то в какой форме и насколько глубоко.
3. Предложения по развитию конкуренции и необходимые условия.
Речь в данном материале пойдет только о категории производственных закупок, то есть о закупках деталей и сборочных единиц (ДСЕ) или комплектующих изделий (КИ). Сегодня даже среди представителей федеральных органов исполнительной власти не утихают споры о необходимости и возможности конкуренции среди поставщиков ГОЗ.
Для исполнения ГОЗ действуют Федеральные законы о закупках (44, 275, 223), основной целью которых является развитие конкуренции среди поставщиков. Однако ситуация такова, что, фактически, до 90% производственных закупок происходит у единственного поставщика (ЕП). Этот процент может быть существенно ниже и составлять порядка 40-60%.
Александр Калафат
Руководитель проектов направления развития перспективных технологий
Возможна ли конкуренция среди поставщиков ГОЗ?
Здесь все зависит от того, о каком уровне кооперации мы говорим. Конечно, конкуренцию среди поставщиков конечных (финальных) изделий представить сложно, но конкуренция среди поставщиков комплектующих изделий, деталей, узлов вполне возможна и необходима.
Когда речь идет о поставках в рамках ГОЗ, нельзя допустить, чтобы банкротились или закрывались предприятия-поставщики. Понятно, что при конкуренции выживает сильнейший, поэтому необходимо распределять объем ГОЗ среди нескольких победителей в различной пропорции. Таким образом, конкуренция среди поставщиков возникает не за выживание, а за больший объем заказа. Наличие подобных (дублирующих) поставщиков в производственной цепочке поставок существенно снижает риски и для самого государственного заказчика. Например, при банкротстве поставщика его номенклатура изделий передается на другие предприятия для подготовки и освоения производства. Для технически несложной продукции сегодня данные сроки составляют от 6 месяцев до года. Все это время поставки остановлены. Запасов продукции на складе, как правило, тоже нет, так как согласно политике Госзаказа закупка впрок запрещена.
Представителей ряда предприятий, осуществляющих поставки в рамках ГОЗ, утверждают, что работают на конкурентном рынке. Однако, фактически, закупка продукции у них осуществляется как у ЕД. Доля таких предприятий составляет примерно 10-15%. Дело в том, что данные предприятия конкурируют между собой только на этапе ОКР. При серийном производстве поставки осуществляет именно то предприятие, которое выиграло и осуществило ОКР. Серийные поставки составляют большую долю в закупках у единственного поставщика ГОЗ.
Эту ситуацию можно изменить с минимальными усилиями и в короткие сроки, организовав дублирующее производство у поставщиков, работающих на различных программах, но по одному типу номенклатуры.
Почему все же система не работает?
Есть несколько причин. Первая – отсутствие у головного производителя КД (конструкторской документации) на комплектующие изделия, которые он закупает. Вторая – в качестве альтернативных или дублирующих поставщиков рассматриваются только те, кто уже работает на других программах. Причем заказчик зачастую уверен, что потенциальные поставщики не готовы осваивать производство за свой счет, и что объемы ГОЗ настолько малы, что текущим поставщикам их не хватает.
Резюмируя, для развития конкуренции среди поставщиков ГОЗ необходимо:
1. Наличие одного закона о госзакупках недостаточно, нужно, чтобы заказчик имел желание взаимодействовать с альтернативными или дублирующими поставщиками.
2. Текущий ФЗ позволяет нам осуществлять закупки у нескольких поставщиков, однако правила работы заказчика сегодня напрямую запрещают закупки у второго победителя. В связи с этим необходимо желание государственного заказчика иметь дублирующих поставщиков.