Неизменным спутником любого технологического прогресса выступает стандартизация. Ведь стандарты можно смело назвать одним из основных условий, необходимых для функционирования любого предприятия. Они существуют практически в каждой сфере производственных и торговых отношений: от добычи сырья до реализации готового изделия.
О том, как овладеть профессией стандартизатора, как оценивать качество продукции, разрабатывать и закреплять в стандартах правила, помогающие экономить ресурсы и сохранять безопасность производственного процесса, рассказала руководитель направления стандартизации компании «РТ-Техприемка», к.т.н. Маргарита Афанасьева.
− Какой вуз нужно окончить, чтобы стать стандартизатором, и какую специальность получить?
− В настоящее время в нашей стране реализуется два основных направления подготовки, освоение которых формирует компетенции для работы в области стандартизации: «управление качеством» и «стандартизация и метрология». В результате обучения получается не просто специалист по качеству или стандартизации в целом, а специалист для конкретной области или отрасли промышленности. Это происходит благодаря симбиозу общеобразовательных дисциплин, профильных предметов и комплекса специальных дисциплин в области качества, стандартизации и метрологии.
Что касается вузов, обучение по данным программам подготовки осуществляют такие крупные образовательные учреждения, как МГТУ им. Баумана, СТАНКИН, МИРЭА, МАИ, МИИТ, ЛЭТИ, ПГТУ и другие.
Мое же образование началось с освоения специалитета по управлению качеством и магистратуры по информатике и вычислительной технике в Московском государственном институте электроники и математики (в настоящее время МИЭМ НИУ ВШЭ) уже с последующим повышением квалификации в области технического регулирования и сертификацией в качестве эксперта по международной стандартизации. Можно сказать, я «инженер с надстройкой».
− Как относятся родные к вашей профессии?
− Находят ее крайне подходящей для меня. По словам родных, с детства меня отличали вдумчивость, внимательность, грамотность, логичность мышления, скрупулезное отношение ко всему, за что берусь. Полагаю, это одни из наиболее важных качеств, которыми должен обладать специалист по стандартизации. Создание лаконичного, доступного для понимания специалистами разного уровня нормативного документа требует также максимальной концентрации, усидчивости и, безусловно, обширных знаний в предметной области, а зачастую сразу в нескольких.
− Расскажите, зачем нужна стандартизация?
− При упоминании слова «стандартизация» первыми возникают ассоциации с чем-то, связанным с производством продукции. Однако во всех областях и направлениях деятельности вы обязательно найдете этот элемент технического регулирования, потому как невозможно представить эффективной работы без упорядоченности. Любое обучение строится на освоении определенной взаимосвязанной последовательности знаний и навыков, любое изделие или материал производится путем выполнения определенных взаимосвязанных операций, любой документ составляется посредством построения и изложения взаимосвязанного текста в определенной последовательности.
Стандартизация – это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их многократного использования. Она, как правило, основывается на достижениях науки, техники и практического опыта и охватывает продукцию (работы, услуги), процессы, системы менеджмента, исследования, измерения и методы испытаний, маркировку, процедуры оценки соответствия и иные объекты.
Глобально стандартизация способствует повышению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности с помощью оптимизации и унификации номенклатуры продукции, сокращения сроков ее создания, в том числе сроков освоения производства, обеспечения ее совместимости и взаимозаменяемости, а также рационального использования ресурсов.
Полную версию интервью с руководителем направления стандартизации компании «РТ-Техприемка» читайте на сайте Госкорпорации Ростех: https://rostec.ru/news/professii-rostekha-standartizator/